Кино-2015: Богохульная ахинея про иудея Моисея
В прокате Иркутска и области – библейский блокбастер Ридли Скотта «Исход: Цари и боги», умудрившийся оказаться еще хуже, чем прошлогодний «Ной».
«Исход: Цари и боги» (Exodus: Gods and Kings) (12+). Режиссер: Ридли Скотт. Великобритания, США, Испания, 2014
Египет, XIII век до н. э. Еврей Моисей (Кристиан Бейл) вырос при дворе фараона Рамзеса II (Джоэл Эджертон) в качестве его названого брата. Ошибочно полагая себя истинным египтянином, Моисей сделал карьеру военачальника, но вскоре ему открылась тайна его происхождения. Делать неча – наш герой уходит к евреям, женится на еврейке и становится еврейским пастухом. И вот однажды во сне ему является еврейский мальчик под видом Бога (а Моисей, конечно, думает, что это сам Бог явился под видом мальчика). Пацанчик злится, психует, да и попросту «бычит», и все ради того, чтоб Моисей возглавил египетское еврейство и оперативно вывел его через Синайскую пустыню аккурат в Землю обетованную.
После успешного шантажа Рамзеса II и всего египетского народонаселения Моисею дозволяют поступить так. Пророк ведет соплеменников через пустыню, по ночам продолжая общаться с противным мальчиком. Однако мстительный фараон не дремлет и лично возглавляет погоню на мощных колесницах за «исшедшими». В ожидании Божьего чуда Чермное море заблаговременно разверзает свою пучину.
Моисеюшка, вдохновленный после встречи с Богом. То есть вернее будет сказать – с Божком
Славен жанр пеплум. Славен и вельми немногочислен. Картины на античные да библейские темы начали снимать еще на заре кинематографической эры, однако к сегодняшнему дню таковых не накопилось и сотни. Об удачных и говорить не приходится – они наперечет. Даже легендарная «Клеопатра» с Элизабет Тейлор стала событием только в Стране Советов, а на родине вошла в историю в качестве всеголливудского продюсерского позора, не отбившего гигантский бюджет и разорившего крупную кинокомпанию.
Последний на сегодня из художественно успешных пеплумов снял Ридли Скотт. То был «Гладиатор» (2000) – выдающееся путешествие в мир Древнего Рима. Переплюнуть это достижение не стоило даже и пытаться, но почти все большие режиссеры к старости начинают страдать творческим недержанием – и с определенного возраста занимаются исключительно безуспешным «самопереплевыванием». Видно, настала такая пора и в жизни 77-летнего голливудского патриарха Ридли Скотта. А ведь еще в прошлом году он снял такого замечательного (и ведь абсолютно новаторского для себя!) «Советника». Но маразм не щадит никого – и моментально накрывает даже великих. Не желая доживать до подобного, добровольно ушел в лучший мир брат Ридли по имени Тони. В результате фильмография Тони Скотта навек останется безупречной и незапятнанной, чего давно уже не приходится желать старшему Ридли.
Что Ридли Скотту удалось, так это демонстрация «казней египетских». Жаль только, что даже в этих сценах он не желает следовать первоисточнику
Однако несомненный маразм (как ни жаль применять этот термин к режиссеру «Чужого» и «Бегущего по лезвию») Ридли Скотта проявляется уже в том, что именно «Исход» (а не того же «Советника», например) режиссер счел нужным посвятить памяти Тони. Выходит, Ридли не просто решил сколотить себе лишнее состояньице на лживом живописании Моисеевых похождений. Он, видать, свято уверен, что снял нечто стоящее.
После того, как у египтян в одну ночь умирают все младенцы, сочувствие и симпатии многих зрителей легко могут переметнуться от Моисея к Рамзесу
«Лживый», впрочем, неправильное слово. В реальности никакого Моисея скорее всего и в помине не было, так что какая угодно его биография будет далека от правды. Так что скоттовский «Исход» вернее будет назвать лицемерным фильмом. Это не честная дубовая экранизация нескольких глав из Библии, как, например, знаменитые «Десять заповедей» на тот же сюжет. Это и не модная в последнее время ревизия хрестоматийной побасенки: мол, все было не так, как оно описано, а как было на самом деле, мы вам сейчас покажем. «Исход: Цари и боги» – это как раз ни то ни се, попытка угодить нашим и вашим. Верующим и атеистам, мистикам и агностикам, фанаткам Кристиана Бейла и поклонникам еврейских красавиц, зрителям, пускающим слюни на спецэффекты, и тем, кто страсть как любит лицезреть то, что «заставляет задуматься». И плохо даже не это, а то, что в 2015-м такой фильм действительно может понравиться (или якобы понравиться) очень многим. Во времена «Гладиатора» об успехе подобной безвкусицы нельзя было б и мечтать. Да и крупнейшие из нынешних режиссеров тогда были помоложе.