Николай Чудотворец возвращается в Большое Голоустное
На днях в Иркутск из Москвы военно-транспортным самолетом Ил-76 была доставлена икона Николая Чудотворца. Скульптурное изображение святителя Николая, начиная с XVII века, три раза являлось в село Большое Голоустное. В XIX веке икона хранилась в специально построенном в честь чудотворных явлений голоустнинском храме. Но в 30-е годы ХХ столетия она была разрублена на куски и считалась утраченной.
Возвращение иконы
Однако года четыре назад, когда чаяниями атамана Иркутского казачьего войска Николая Меринова храм начал восстанавливаться, жительница Большого Голоустного Нина Трускова принесла строителю Никольского храма Юрию Белову сохраненные ею части чудотворной иконы — руку с храмом и стопу.
Потом Белов стал послушником в Санаксарском монастыре и увез туда то, что осталось от чудотворной иконы.
Два года монахи воссоздавали образ святителя Николая. В новую деревянную скульптуру были вмонтированы чудотворные части, икону освятили в монастыре, доставили в Москву, а оттуда — самолетом в Иркутск.
На реставрацию было затрачено 70 тысяч рублей, собранных иркутскими казаками.
Икону понесут в Большое Голоустное крестным ходом
Самолет приземлился на территорию Иркутского авиазавода. Николай Чудотворец вновь ступил на сибирскую землю и решил обождать возвращения в Большое Голоустное в храме Успения Божией Матери (бывшем Вознесенском мужском монастыре в Жилкино).
К храму икону несли под звон колоколов. Казаки падали ниц и целовали шашки. Настоятель прихода священник Дионисий отслужил молебен, и прихожане вереницей потянулись к святителю — каждый хотел дотронуться до чудотворной иконы.
Деревянная скульптура сияет новизной. Однако вмонтированные части выделяются на фоне общего блеска. В одной руке святитель держит сверкающий меч, а в другой — потускневший от времени храм.
Черные башмачки Николая тоже разнятся — одному из них по меньшей мере лет триста.
22 мая, в День Вешнего Николы, скульптуру Николая Чудотворца крестным ходом доставят в Большое Голоустное.
Сначала икону будут везти на машине, но за несколько километров от села остановятся и понесут ее на руках.
От желающих нести скульптуру уже нет отбоя. Некоторые иркутские чиновники, в том числе Александр Беломестных, начальник управления государственной службы и кадров администрации Иркутской области, жаждут принять непосредственное участие в крестном ходе.
Старец пришел из Байкала
Нерукотворная икона Николая Чудотворца впервые явилась в село Большое Голоустное в XVII веке. Она представляла собой скульптуру из кипариса, обклеенного расписанной бумагой.
В то время села еще не существовало, и буряты, случайно заехавшие в эту местность, были несказанно удивлены, когда увидели на берегу Байкала деревянного старца сантиметров 70 высотой. Буряты пали перед ним на колени, но старец тут же исчез.
С тех самых пор буряты стали молиться Николаю Чудотворцу, так же как и своим богам. И второе явление иконы связано как раз с такими молитвами.
Как-то, уже в начале XVIII века, буряты, вышедшие в море, попали в страшный шторм и стали молиться святителю Николаю. Буря стихла, и они увидели яркий свет. Поплыли к нему и добрались до берега. Пораженные непонятным явлением, буряты повыскакивали на прибрежную гальку и возле пня, где уже являлась чудотворная икона, увидели скульптуру святителя и ярко горящую, несмотря на ветер, восковую свечу. На этот раз Николай Чудотворец держал в руках церковь и меч.
После этого явления было решено поставить на святом месте часовню. В 1702 году часовня была построена, но чудотворная икона в селе не осталась. Посчитали, что для такого захолустья, каким считалось Голоустное, она слишком ценна, и святителя перевезли в Посольский монастырь. Расстояние через Байкал — более 50 километров.
Но Николай Чудотворец, видимо не желая находиться так далеко от "дома", исчез из запертой на ночь Посольской церкви и вновь явился на прежнее место. Это было уже в XIX веке. Тогда-то и приняли решение построить в Голоустном храм. Строительство начали в 1854 году, а в 1857-м уже закончили.
Поклониться святителю приезжали со всей России, и голоустнинская церковь стала миссионерской. Скульптура творила чудеса — исцеляла больных, дарила бесплодным женщинам долгожданную беременность, спасала моряков и путешественников. Даже далеко за пределами России люди слышали, что на Байкале есть такие чудеса.
Когда в 30-е годы церковь громили, мужики, отправившиеся по льду Байкала промышлять нерпу, увидели на запорошенном снегом пути следы босых ног. Седой с бородой старичок удалялся все дальше и дальше. "Ты кто таков будешь?" — спросили мужики. "Меня здесь осквернили, я ухожу", — был ответ. Опомнились рыбаки, хотели вернуться, старика подобрать, а его уж след простыл, как будто и не было.
Потом церковь долгое время пустовала и практически разрушилась. Попытки восстановить храм начал предпринимать в 1986 году Николай Меринов. Храм отреставрировали, но вскоре он сгорел. Произошло это, по мнению Николая Михайловича, потому, что деньги на строительство брали у американцев.
Однако казак, уроженец Большого Голоустного, вновь принялся за восстановление и решил ни копейки не брать у "инородцев". Три года назад состоялось открытие храма, которое сопровождалось чудесными явлениями — небо озарилось ярким сиянием, над куполами появился оранжевый круг.
Чудеса только начинаются
По мнению священника Дионисия, настоятеля прихода Успения Божией Матери, чудеса сейчас только начинаются.
— То, что икона вернулась, уже чудо, — говорит священник. — Мы не можем сказать, что она сделана заново, она просто доделана. Потому что ее вообще никто не делал, она пришла сама из Байкала. Сейчас икона находится в Жилкино, и жизнь здесь должна измениться к лучшему.
Николай Меринов тоже ждет чудес:
— Грядут великие события, — уверен атаман. — Вот уже в Усолье икона замироточила — все это неспроста.
К возвращению Николая Чудотворца иркутское казачество учредило медаль его имени. Она станет общероссийской казачьей наградой. Пока заказано 300 медалей — из серебра и латуни. Первыми награжденными станут все, кто принимал участие в восстановлении чудотворной иконы и способствовал ее возвращению на родную землю, в том числе Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим.