Пока свободою горим
Кантатой "Москва" Петра Ильича Чайковского в концертном зале филармонии открылся в Иркутске фестиваль "Декабристские вечера".
Большим хором молодежи и студентов, губернаторским симфоническим оркестром дирижировал Эммануэль Ледюк-Баром из Франции. Соединение этих разных творческих организмов неожиданно принесло феноменальный результат. Кантата "Москва" звучала эмоционально, широко и мощно в своем экспрессивном напряжении.
В этом исполнении все было впервые. Впервые объединились хоры, состоящие из камерного филармонического (руководитель Вера Щукина), академического молодежи и студентов Иркутского государственного классического университета (руководитель Татьяна Ромащенко) и вокального ансамбля "Пой, френд" государственного технического университета (руководитель Галина Гиленова). Впервые эти хоры выступили с симфоническим оркестром и впервые дирижировал ими маэстро из Франции.
Надо заметить, что имя Эммануэля Ледюка-Барома в Иркутске хорошо известно. Нашим оркестром он дирижировал неоднократно и всегда добивался ошеломляющего успеха. Его эмоциональность передается музыкантам и переходит к слушателям. Дирижер очень образован: учился по классу скрипки в Лионской консерватории, затем в Парижском музыкальном институте, закончил с отличием Петербургскую консерваторию, стажировался в академии Сибелиума в Хельсинки и Амстердамской консерватории, завоевал звание дипломанта Международного конкурса дирижеров в Лондоне.
Ледюка-Барома интересно наблюдать. Спортивного сложения молодой человек кажется то боксером, устремляющимся в полете своих рук на музыкантов, как на воображаемых противников - это в грозных, героико-эпических моментах музыки. Бывает он и танцевален, с извивающимся, чуть подпрыгивающим телом, и тонким лириком, занимающим романтическую позу скрипача. Он дирижирует всем своим существом, сливаясь с образами музыкального произведения.
Труднейшая, редко исполняемая Пятая симфония Сергея Прокофьева прозвучала во втором отделении на "бис". Прокофьев для дирижера - классик ХХ века, соединивший в своих произведениях качества, о которых говорил сам композитор: "В Пятой симфонии я хотел воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту". Эммануэль Ледюк-Баром с нашим губернаторским симфоническим оркестром исполнил завет Прокофьева, выделив как основную и главную - тему свободы.
"Пока свободою горим..." - эта строка из Пушкина стала лейтмотивом концерта - открытия фестиваля. Определяет она настроение и всех последующих литературных и музыкальных салонов, филармонических концертов, которые состоялись и еще состоятся в Иркутске, Ангарске, Шелехове, в поселках Карлук, Пивовариха, Урик - везде, где зажглись свечи "Декабристских вечеров".