Фотожурналист на удалёнке
В Сибири зреет творческая инициатива, способная совершить революцию в мировой фотожурналистике.
Новосибирский фотограф Евгений Иванов, много и плодотворно сотрудничающий с арт-группой «Синие носы», пару лет назад «родил» нового арт-персонажа, как нельзя лучше вписавшегося в реалии цифровой эпохи. Это провинциальный «фотожурналист», работающий удалённо. Ну, то есть, удаленно не от заказчика-редакции, а - буквально – удалённо от места, о котором снимает фоторепортаж. Фотожурналист отважно берется освещать важнейшие мировые события с участием главных ньюсмейкеров планеты, не выходя из собственной квартиры в маленьком городке. И ему это удается - ведь он снимает с экрана своего домашнего телевизора. Провинциальный фотограф весьма амбициозен, и намеревается стать абсолютным чемпионом World Press Photo, поэтому посылает работы в этот конкурс сразу во всех номинациях и категориях.
В ожидании заслуженного признания персонаж Евгения Иванова подвел теоретическую базу под свой, без сомнения, новаторский метод работы. Основные тезисы он собрал в
«Манифест новой свободной фотографии»
1. Фотограф может снимать события и виды жизни с экрана телевизора или монитора компьютера.
2. Снимая с экрана, фотограф становиться полностью свободным и не зависит от разрешений властей и объектов съёмки.
3. Перед ним открыты все границы, ситуации и жизненные проявления.
4. Определённая ограниченность взгляда при таком методе, безусловно, присутствует – так же, как и практически при любом другом - ведь мы физические существа! Но опытные фотографы знают, что ограничение автора в перемещении и выборе фототехники зачастую даже помогает более тонко прочувствовать ситуацию, «войти в неё» и получить более качественный результат.
5. Порой фотография, стремясь за вычурной эффектностью, за прямо-таки цирковой привлекательностью, становится поверхностной, теряет аналитическую правдивость и человеческую доходчивость.
6. С другой стороны, на конкурсе WPP все чаще побеждают работы, главным достоинством которых становится не фотографическая выразительность, а – острая актуально-социальная «история». Такой результат легко реализуется и при «ТВ»-съёмке фоторепортажа и последующей «правильной подаче» материала.
7. В новейших условиях задачей фотографа, зачастую, является лишь указать на «тему» с помощью сделанных фотографий. В этом случае профессиональная, субъективно-авторская вычурность только уводит от внутренней сути высказывания.
8. Современные потребители фотографии всё больше видят её в электронном виде, а не в виде качественного фотоотпечатка. Плоскостность картинки, пикселизация и растр, яркие несколько утрированные цвета, изобразительно банальные сюжеты - это то, что всё больше и больше формирует у нас и наших детей представление о мире. Поэтому некоторые потери в качестве при съемке с ТВ-экрана для социально-репортажной фотографии не принципиальны.
9. При удаленной фотосъемке повышается во много раз интенсивность жизни фотографа как человека. Он становиться по-настоящему «Человеком Вселенной», о чём мечтали лучшие представители русского авангарда.
10. Появляется возможность одновременно находиться в разных местах и разных ситуациях безо всякого ущерба для текущей жизни, не подвергая себя психическому стрессу из-за необходимости делать выбор, какому событию отдать предпочтение и куда поехать. Физически автор не страдает, не подвергает свою жизнь опасности. Семья получает своего полноправного члена. Родители, супруги и дети, друзья и подруги довольны.
11. Очевидно, что в ближайшем будущем необходимо создавать специальную сеть видеокамер, которые будут ориентированы на нужды профессиональных «удаленных фотографов». Прообразом такой глобальной системы уже сейчас являются Google- и Yandex-панорамы, но их возможностей явно недостаточно – они пока не ведут передачу в реальном времени, дают только статичную картинку. Это серьезный недостаток, но он явно будет быстро преодолен. А в идеале фотограф должен иметь возможность и сам управлять камерами этой системы дистанционно, в онлайн-режиме менять параметры, точку и направление съемки.
12. Поскольку новости можно смотреть в повторах, фотографу нет необходимости заниматься фотосъёмкой непосредственно в момент события, поэтому фотограф сможет больше времени уделять коммерческой деятельности, что, безусловно, выгодно для государства и семьи.
13. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВАЯ ЭРА СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ !!!