Запах дерьма и запах ладана
Вот картинка:
А вот концовка моего эссе «Запах фиалок», написанного почти двадцать лет назад – в 1995 году: «Либо сортиры будут пахнуть фиалками, либо фиалки – сортиром. Так уж устроен мир. Пошло.»
В эссе речь шла о базовом сюжете, ключевой интриге русской культуры, что красной нитью проходит через всю ее историю – пафосной борьбе духовности с пошлостью. Пафос порождала уверенность, что духовность в конце концов непременно победит, а я писал о том, что с пошлостью не надо сражаться, не надо ее побеждать – это и невозможно, и неправильно: надо просто дистанцироваться от нее, в том числе потому, что сама по себе борьба все более чревата пошлостью; что уже можно видеть, как пошлость в нашей жизни растет непосредственно из духовности – и так их бой не на жизнь, а на смерть все больше смахивает на борьбу нанайских мальчиков.
Но у меня не хватило воображения представить ситуацию, в которой мы оказались сегодня – в мире, где все препоны сняты, афронты упразднены вместе со всякими различиями; всё на одной изоморфной доске: добро и зло, правда и ложь, стыд и бесстыдство... Все прежние антиподы, непримиримые борцы друг с другом слиплись до полной неразличимости. И духовность с пошлостью туда же: сладострастно слились воедино. Все противоположности оказались единствами, и никакой борьбы между ними больше нет, зато они теперь дружной стеной тотальной нерасчлененки поперли на всех, не желающих отказываться различать.
Что неудивительно, если отдавать себе отчет, что в ситуации отказа от координат и ориентиров, в мире «безопорного» существования «низкое» автоматом побеждает «высокое» – вот сегодняшним балом и правят зло, ложь, бесстыдство, пошлость... Из чего следуют радикально важные констатации: во-первых, борьба духовности с пошлостью, неожиданно закончившаяся их соитием, означает коллапс русской культуры – в тех формах и содержаниях, в которых она сама себя осознавала и репрезентировала, на которых стояла: стояла-стояла - и схлопнулась.
Во-вторых, это борьба закончилась полной и окончательной победой пошлости – со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе для сортиров и фиалок. Да еще по моим ощущениям сам по себе экстаз соития выбросил в пространство нашей жизни мощную темную энергию, что вкупе с выброшенными энергиями других впечатляющих соитий того же рода – коммунизма с фашизмом, обоих с православием и т.п. – создала качественно новое энергетическое поле. Столь мощное, что оно сдвинуло реальную жизнь в сюрреальный бред, в зазеркалье. В этой новой реальности духовность, нравственность, честность, вера, надежда, любовь выхолощены, извращены и вульгаризированы настолько, что обернулись своими полными противоположностями (предварительно оргазмически слившись с ними, разумеется) – и страна брошена на их произвол: в объятия непроходимой пошлости, победительной безнравственности, наглого бесстыжего вранья, суррогатной веры, полной безнадеги, торжествующей ненависти.
Мы по уши в царстве самого низкого, к тому же симулированного, призрачного: фейка, подделки, эрзаца, в королевстве кривых зеркал-симулякров, в котором жизнь не просто искажена и исковеркана, но уже шиворот-навыворот настолько, что все трудней избавляться от ощущения: и самой жизни больше нет. Что и она – фейк. Уже почти ничто в ней не выдерживает проверки на достоверность: любой ее фрагмент, любое проявление на поверку запросто оказывается липой, фикцией, подделкой, миражом – и чем предъявляемое «выше» по стандартом прежней, «нормальной» жизни, тем ощущение фикции неизбывней.
Власть со всеми ее ветвями – развесистый фейк, законность ее избрания – фейк, все издаваемые ею законы – туфта, фейк, чернушный бред. Да любую текущую частность взять: суд над Навальным, выступление Антоновой перед Путиным не фейки разве? А общение Путина с народом? – пятичасовой трендеж ни о чем, агрессивная репрезентация и защита пустоты, циничные всего извращения и выхолащивания, опертые на ловкие передергивания и чистую ложь. И это первые попавшиеся примеры – просто самые последние в ряду бесчисленных, постоянно генерируемых фейковой жизнью, в которой, кстати, и оппозиция в лице своих лидеров все чаще и назойливей представляется фантасмогорией, существующей по законам дурного сна.
Впрочем, пора уточнить: все сказанное в полной мере относится к пространству «первой» культуры: официальной, насаждаемой сверху светской и церковной властью, что сегодня, безусловно, главные выразители и трансляторы новой энергии, «нового духа». Но в противовес им опять формируется «культура 2» – теми, кто не хотят, не согласны обитать в пространстве претворенного и перманентно претворяемого кошмара; теми, кто готовы противостоять «схлопыванию всего» и не желают обитать в черной послеколлапсной культурной дыре тотального неразличения.
Но для успеха формирования необходимо признать и констатировать: «великой русской культуры» больше нет – в традиционной парадигме ее существования, построенной на вышеозначенной борьбе. Деликатно выражаясь, традиция прервана, поскольку ныне и впредь разговоры о духовности являются пошлостью по определению. Новую культуру надо строить на новых основаниях: осознав реальное положение вещей, искать выход из него. Искать, отказавшись от типовых иллюзий коллективного бессознательного русской интеллигенции – от его мифов и легенд про русский народ, русскую душу, про особый путь России и ее уникальное предназначение. В ситуации коллапса прежней культуры надо научиться жить вне ее заморочек, освободиться от власти ее мифов, потому как чем больше их в головах, тем больше головы во власти фейков. Стало быть: хотим избавиться от фейков – надо учиться существовать вне легенд и мифов. Только так может возродиться русская культура – а заодно нормальная жизнь.
А картинка, если кому интересно – фейк, как выяснилось. Просто это без разницы. Нынче столько небылиц уже стало былью – и столько еще станет, столько невозможного, противного разуму и чувствам стало возможным, что вопросы «фейк? – не фейк?» по сути праздные. Так – любопытства ради. Сегодня фейк, завтра – явь; сегодня небылица – завтра быль: нам уже не привыкать. Когда все кругом в дерьме – если не собственно дерьмо, можно, конечно, его освящать, благословлять и перешибать его запах запахом ладана – чем, в общем-то РПЦ и занимается. Проблема лишь в том, что ежели духовность суть воинствующая пошлость, а вера – циничная симуляция, запах ладана не столько перебивает запах дерьма, сколько ассоциируется с ним.
Семен Файбисович