РепринтЪ: Масленица – что празднуем?
10 лет назад, в марте 2003 года, Бабр писал:
"В разгуле пост-перестроечного капитализма многие праздники, например, 7 ноября или 1 мая, хотя и остались выходными днями, однако проходят практически незаметно. С другой стороны, нелепо перенятые у Запада рождественские “каникулы”, превращенные в всероссийскую двадцатидневную пьянку, разнообразные “Святые Валентины”, несуществующие международные женские дни отмечаются с грандиозным размахом, на радость производителям винно-водочной продукции и таблеток “Алка-Зельцер”.
Не избежала этой участи и Масленица. Для проведения этого праздника расходуются деньги из городских бюджетов, отводятся полосы в газетах, телекомпании проводят многочасовые репортажи… А что это за праздник? Что празднуем?
Масленица – один из самых древних славянских праздников. Это крестьянский праздник, зародившийся задолго до крещения восточных славян. Праздник языческий, основанный на прославлении плодородия и жертвоприношении символа зимы и смерти. Последнюю тысячу лет в качестве жертвы на праздничном костре сжигается соломенная кукла, однако существуют обоснованные предположения, что до крещения Руси славяне практиковали человеческие жертвоприношения.
Собственно праздник происходит еще из античной Греции, и ведет свое начало от праздника в честь богини Артемиды, который проводился 25 марта, в то время, когда медведи пробуждались от зимней спячки. С Артемидой связано название созвездия Большой медведицы и греческое название месяца март – артемизион. Во время праздника Артемиды жрецы совершали ритуальные пляски, одевшись в медвежьи шкуры. Праздники эти назывались comoedia – это слово известно нам сейчас как “комедия”.
Масленица на Руси также праздновалась 25 марта, во время весеннего равноденствия, когда начинались оттепели и сходил снег. Этот праздник был подлинным праздником весны, и с самого зарождения русской славянской общности был праздником разгула, пьянства, драк и разврата. В до-христианские времена Масленица продолжалась больше двух недель.
Церковь всегда воспринимала Масленицу резко отрицательно, как праздник языческий, неприемлемый во время Великого поста, когда каждый христианин должен готовиться к созерцанию страданий Христовых. То, что церкви так и не удалось искоренить этот праздник, говорит о многом – и, в частности, о том, что русский народ предпочитал разгул и пьянство, а не христианское смирение.
Смирившись с невозможностью искоренить Масленицу, церковь попыталась приспособить ее под свою идеологию. Масленица хотя и с трудом, но вписывалась в неделю христианской “сырной седмицы”, предшествовавшей Великому посту. Правда, для этого масленицу пришлось передвинуть с ее традиционного начала 25 марта и сократить до одной недели. Теперь Масленицу праздновали перед началом Великого поста, а так как Великий пост подчиняется подвижному календарю, зависящему от Пасхи, то и Масленицу теперь отмечают в разное время.
Каждый день масленицы имел свое название и за каждым были закреплены определенные действия, правила поведения, обряды и т.д. Так, понедельник масленичной недели именовался "встречей", вторник - "заигрышем", среда - "лакомкой", "разгулом" или "переломом", четверг - "широким", "разгуляем", пятница - "тещиными вечерами", суббота - "золовкиными посиделками" или "проводами", а воскресенье - "прощеным днем" или "заговеньем".
Покупки на масленицу совершались самые разные, но в первую очередь покупались обновы (по большей части наряды и украшения для девушек и молодок) и различная снедь - водка, рыба, постное масло, гречневая мука, сладости и т.д. На еду в это время не скупились, так как масленица была "праздником еды по преимуществу".
Значительная часть масленичных обрядов и обычаев была так или иначе связана с темой семейно-брачных отношений и направлена на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Так, например, существовал обычай на масленицу наказывать парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года.
В Масленицу полагалось есть только обрядовую языческую пищу – блины, оладьи и т.д., символизировавшие Солнце и языческих божеств Рода и Даждбога. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь – живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем.
Обязательным элементом Масленицы являлись маскарады, пришедшие еще с языческих времен и категорически осуждаемые священнослужителями.
Главными забавами на Масленицу являлись катания с гор и на санях, игрища и кулачные бои, а также пиршества. Кулачные бои (попросту драки “стенка на стенку”) были основным развлечением на Масленицу. Эти побоища принимали массовый характер, в них принимало участие все мужское население. Как правило, бои продолжались часами и заканчивались серьезными увечьями и смертями. В каждой деревне масленичная неделя заканчивалась десятками похорон.
Хотя драка обычно начиналась ребятишками, в ней принимали участие только взрослые мужики. Дети в это время играли во “взятие снежного городка”.
После Октябрьской революции Масленица была отменена как пережиток прошлого.
В последние годы советской власти во многих городах были неуклюжие попытки организации Масленицы в виде “проводов зимы”. Цель этих мероприятий была не совсем понятной, однако еще один повод выпить и побезобразничать никогда не отвергался русским народом.
В наше время Масленица вновь возрождается. Зачем? Непонятно. Неужели в России мало праздников? Нет. Наверное, по числу праздников мы превосходим всю Европу, вместе взятую. Неужели в России мало пьют? Нет, чересчур много. Кому-то хочется, чтобы пили еще больше?
Масленица – это традиционно крестьянский праздник, однако сейчас он усиленно насаждается именно в городах. Почему? Наверное, потому, что именно в городах находится та часть населения, на которую еще как-то действуют политические идеи. На крестьянство в России давно уже действует одна идея – та, которая имеет объемное содержание 40%.
Вероятнее всего, идеи возрождения Масленицы проталкиваются той частью политиков, которые делают ставку на православие и так называемую “русскую идею”. Во имя этой идеи они готовы пойти на такие действия, как массовой спаивание народа, и закрывают глаза на то, что сама идея Масленицы полностью противоречит канонам православия, а является развратным языческим праздником.
Что празднуем, господа?"