"Фильмогон" или как красиво потратить несколько миллиардов рублей
Министр культуры РФ Владимир Мединский на днях опять публично объяснялся по поводу проекта списка 100 отечественных фильмов, "рекомендованных для просмотра на факультативных занятиях в школах". Теперь он заявил журналистам, что список - только проект, а окончательный вариант будет утверждать Министерство образования РФ, и вообще стоит ждать списка 100 документальных фильмов и даже перечня мультфильмов "для школьников". Не говоря уж о готовящефся "разнарядке" по зарубежному кино. К чему вся эта бурная деятельность?
Кадры решают...
Когда в июле прошлого года кинорежиссер и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков предложил ввести в школьную программу новый предмет под названием "100 лучших фильмов", вряд ли можно было предположить, что этот посыл реализуют так быстро. Однако идею горячо поддержал министр культуры Владимир Мединский. И всего через полгода на сайте Министерства был выложен проект списка. 17 января уже два министра - культуры и образования - дали пресс-конференцию по поводу перспектив важного начинания. Кроме того, что для чиновников высшего ранга привлекательность нового факультатива несомненна (в чем они пылко убеждали присутствующих), иной и более конструктивной информации не поступило. Реалии же таковы, что министерским планам если и суждено сбыться, то в формах, увы, уже привычных для нашего госпланирования.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2011/2012 учебном году в России на 13 млн 356 тыс. учеников приходился 1 млн. 50 тыс. учителей и насчитывалось 45 тыс. 158 общеобразовательных школ.
Очевидно, что для введения кинофакультатива какому-то количеству учреждений среднего образования придется решать технические вопросы - докомплектовать имеющееся оборудование, либо, ввиду его отсутствия, приобретать все необходимое.
Для демонстрации фильмов нужно не так уж и много, но даже если закупки потребуются хотя бы половине школьных заведений, то и тогда расходы перевалят за несколько миллиардов бюджетных рублей. Скорее всего, будет объявлен конкурс на поставку оборудования за бюджетные деньги, а поскольку выигрываются такие конкурсы обычно по принципу "вы можете вскрыть конверт, но победит все равно тот, кого назову я", то и результат выйдет неудивительный и, боюсь, не слишком полезный для факультатива.
На той же пресс-конференции министры культуры и образования России вместе посетовали на то, что преподавать самое массовое из искусств некому. Решать кадровую проблему собираются с помощью курсов переподготовки. По словам министра образования Ливанова, их могут организовать при ВГИКе и других киновузах. Однако и здесь есть место сомнениям. Во-первых, вузы эти находятся в Москве и Петербурге, а вводить кинофакультативы предлагается во всех школах нашей большой страны.
А во-вторых, давайте еще посчитаем. В среднем, количество рабочих часов российского учителя - около 20 в неделю. Плюс проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство - время на новый предмет вряд ли найдется. Когда учителям литературы и истории (а именно на них, очевидно, ляжет большая часть нагрузки, ну, может еще физиков допустят) ездить на курсы, смотреть фильмы и готовиться к факультативу? Методика преподавания тоже пока не разработана. Без учета детской и подростковой психологии новый предмет рискует превратиться в бессмысленную "обязаловку" и унылые посиделки. Можно, конечно, положиться на то, что школьные директора проявят понимание, найдут возможности для занятий без ущерба для остальных предметов и не потребуют волочь детей в кинозал силой. Однако, вероятнее всего, демократичность подхода останется на словах да на бумаге. А в целом введение нового факультатива может оказаться просто фикцией.
Общий вид
Даже при беглом взгляде на список очевидно - какая-то непреодолимая сила тянет отборщиков назад, в прошлое. Со слов министра, в акции по предварительному киноотбору участвовали 40 тысяч человек - обычных пользователей Internet. Эксперты (имена которых на сайте Министерства не называют, а лишь указывают их институциональную принадлежность) выбирали из предложенного и корректировали на собственное усмотрение. В итоге, основной корпус реестра составили 60 картин, выпущенных в 1950-1970-х гг., из 1930-1940-х годов рекомендации удостоился 21 фильм, и совсем уж жалкое представительство немых фильмов (дореволюционных и советских) - 10. Из 1980-х годов отобраны 8 кинолент, из 1990-х - только "Утомленные солнцем". Получается, что картины, которые снимались в России в постперестроечный период, и, тем более, в нулевые годы вообще не рассматриваются в качестве художественного, исторического, визуального и какого угодно другого школьного материала. Вместе с ними отсекаются сразу два десятилетия новейшей истории страны.
Министр Мединский оправдывает это тем, что киносписок - не конкурс по выявлению лучших отечественных фильмов, а кино в разрезе истории страны. В таком случае взгляд на эту самую историю чрезвычайно сужен - такое вот трубчатое зрение получается.
И возникают неизбежные вопросы: а экспертов из указанных научных и учебных заведений допускали к обсуждению? И учитывалось ли, что больше 50 % фильмов из списка периодически показывают по телевизору? В списке нет, например, экранизаций Чехова и Куприна, созданных Абрамом Роомом. Из всех совместных работ Леонида Трауберга и Григория Козинцева есть первая часть революционной трилогии о Максиме (почему лишь она?), но отчего-то отсутствуют "Шинель" и "Новый Вавилон". И так далее.
.... души прекрасные порывы!
Спору нет, идея воспитания будущих кинозрителей - благородная и даже в чем-то подвижническая. Особенно в условиях, когда нынешняя взрослая публика просто отказывается смотреть родную кинопродукцию. А на кинофакультативе дети приучатся к качественному кино, научатся его смотреть, а заодно проникнутся чувством глубокой привязанности к картинам отечественным. В идеале..
Но нежелание включать в список "100 отечественных фильмов" работы современных российских режиссеров Попогребского, Хлебникова, Балабанова, Звягинцева и других может привести к последствиям как раз не самым приятным для тех, кто всю имеющуюся изобретательность использует вроде бы для спасения родного кино. Дети, смотрящие старые советские картины (на факультативе) вкупе с современными европейскими и американскими (в кинотеатре, интернете и по телевизору) получат в высшей степени причудливое представление о кинематографе вообще. Мало того - сравнение с современным западным кино окажется не в пользу родного кинематографа. Хотя бы в силу отсутствия в 70-х годах прошлого века соответствующих технических приемов съемки и спецэффектов...
Так что намерения у наших чиновников вроде бы благие, но есть подозрение, что вся эта история с фильмами затевается не во имя детей, учителей и уж вряд ли ради реанимации реноме отечественного кино. А для того, чтобы в очередной раз сымитировать конструктивную деятельность, пошуметь и после признать, что "ввиду ряда недоработок и перегибов на местах" идею в полном объеме осуществить не удалось. И, рискну предположить, - чтобы "правильно" провести конкурсы и красиво потратить несколько млрд. бюджетных рублей.
Наталья Эфендиева, кинокритик