Сегодня - Юрьев день
Праздник этот был установлен великим русским князем Ярославом Мудрым, которому при крещении было дано имя Георгия. В честь своего ангела-хранителя великомученика Георгия-Победоносца князь выстроил в Киеве храм и мужскую обитель, которые были освящены митрополитом Киевским Илларионом 26 ноября; в память этого события князь и заповедал по всей Руси "творити праздник св. Георгия месяца ноября 26-го числа".
Таким образом, у св. Георгия в году было два праздника: собственно день памяти святого и праздник освящения посвященного ему храма, отчего в народе говорили: "На Руси два Егорья: один холодный (9 декабря), другой голодный (6 мая)" .
В древнерусском сельскохозяйственном быту Юрьев день считался одним из важнейших годовых праздников, так как около этого дня безземельные крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому. В Судебнике об этих переходах говорилось, что они должны совершаться "за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем (т.е. спустя неделю после этого дня)"; об этом же праве говорилось и в одной из древних грамот: "а крестьянам отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем". В Стоглаве по указу царя и митрополита предписывалось "отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же". Однако позднее, в XVI в., царь Борис Годунов первый, а за ним и царь Василий Иванович Шуйский, решительно запретили вольные переходы крестьян, и Юрьев день утратил свое прежнее значение, а в народе по поводу этого события возникла пословица: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" . Кроме пословиц, с прежним значением Юрьева дня, по-видимому, был связан и распространенный в некоторых местах обычай, по которому 26-го ноября поселяне при отъезде куда-либо в дорогу служили молебны о благополучии предстоящего пути.
Многие другие обычаи, пословицы и поговорки, связанные с днем Юрия Осеннего, были связаны преимущественно с наступающей зимой. Так, например, во многих местах в этот день ходили слушать воду в колодцах: если тихо, не вонуется - зима будет теплая; послышатся звуки - жди сильных вьюг и морозов.
Святой Георгий у восточных славян считался покровителем и охранителем домашнего скота, но одновременно и распорядителем волков и вообще хищников. По народным наблюдениям, примерно с Юрьева дня волки начинают ходить за добычей, а медведь засыпает в берлоге. Вероятно, с этими представлениями и были связаны известные в некоторых местах обычаи на Егория осеннего задабривать волков и самого святого, чтобы дикие звери не вредили людям и скотине. С этой целью, например, кое-где в русских деревнях в день осеннего Егория крестьянки пекли печенье "кони"; молодые люди собирали его с каждого двора и несли в поле, где оставляли со словами: "Егорий милостивый, не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!".
Юрий холодный оброк собирает.
У русских считалось, что в Юрьев день нередко проявляет себя домовой: иногда злокозненно (пугая скотину, разбрасывая в доме вещи и т.д.), но чаще незло (заплетает лошадям гривы, бродит по избе, оглядывая хозяйство, и т.д.).
По народному выражению, "Осенью Юрий с мостом, Никола с Гвоздем"; т.е. около Юрьева дня замерзает вода, а к Николину дню замерзает и земля.