Пасха, или Светлое Христово Воскресение
Для всех христиан Пасха – это «царь дней», «праздник праздников и торжество торжеств». Первый день Пасхи, Христово Воскресение, называлось в народе Великим и Светлым днем, а следующая за ним неделя величалась Святой, Великоденской и Радостной; и «вся та неделя – один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло не заходя всю ту неделю».
Праздник Пасхи существовал еще у древних иудеев и отмечался в память об Исходе евреев из Египта. Название праздника дословно означает «проходить мимо» и связано с ритуальной жертвой: накануне последней из казней египетских евреи, по велению Господа, закалывали ягнят («пасху Господню»), жарили их мясо и мазали их кровью двери своих домов; благодаря этому знаку ангел, поражавший первенцев египетских, проходил мимо еврейских жилищ. Праздник Пасхи у евреев был неподвижным и продолжался семь дней, с вечера 14 по 21 месяца нисан (соответствующего последней половине нашего марта и первой половине апреля).
Христианская Пасха, посвященная Воскресению Христа, сперва совпадала с еврейской, а позже стала передвижным праздником. На Первом Вселенском Соборе, после долгих споров, были выработаны правила определения Пасхи, а именно: «праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день после того полнолуния, которое, будучи вычислено по известным предписаниям, случится в день весеннего равноденствия (21 марта) или непосредственно после него». В григорианском календаре правило следования христианской Пасхи за еврейской уже не соблюдается. В разное время и для разных календарей составлялись разные формулы вычисления Пасхи.
Христианская Пасха стала памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, его смерти и Воскресении; «ибо Иисус есть Агнец Божий, берущий грехи мира». Согласно христианскому учению, «Воскрешением Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием – смертью, ибо Он воскрес, победив смерть… Спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения… Это – поистине Пасха великая, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь».
Поскольку искупительная смерть Спасителя и его Воскресение к вечной жизни стали опорным камнем христианства, праздник Пасхи для верующих превратился в своего рода календарную ось, важнейшее событие каждого года. Пасха празднуется 40 дней – в память сорокадневного пребывания Христа на земле по воскресении; но наиболее торжественно отмечается первая неделя по Пасхе, называемая в народе Светлой. В эти дни в церквях раздается «целодневный звон» – в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах – «в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо».
В славянской и, в частности, русской народной традиции с праздником Пасхи связывалось множество различных поверий, обычаев и ритуалов. Например, во многих местах рассказывали, что в Светлый день солнце на восходе «играет» лучами, радуясь Воскресению Сына Божия.
Согласно общему для всех славян поверью, с первого дня Пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, причем небесные странники выглядят как простые нищие в ветхих рубищах; странствуя, они испытывают людское милосердие, награждают великодушных людей и наказывают злых. Все нечистые силы, смущающие род людской, в ужасе бегут прочь, ибо светлый праздник «угрожает власти демона, лишает его возможности вершить злокозненные дела, причиняет муки, изгоняет прочь». Русские крестьяне говорили, что на земле не бывает чертей и бесов только в Пасху – на это время вся нечисть прячется в преисподнюю, страшась Божьего гнева, и сам Сатана, помня о поражении, которое нанес ему Христос, лежит в аду ничком всю Святую неделю до самого Вознесения. Во время Всенощной в церкви можно услышать, как бесы под землей стонут и вопят по случаю Воскресения Христова. Распространена была и легенда о том, что дьявол посажен Богом на толстую цепь в аду и весь год грызет эту цепь, но когда ему остается совсем немного, наступает Пасха, и едва священник возвещает: «Христос воскресе!», цепь немедля восстанавливается.