Сретение Господне
Сретение – древнеславянское слово, означающее встречу. Сретение Господне – один из великих христианских праздников, установленный в память о встрече Иисуса Христа – носителя Нового Завета – с последними праведниками Ветхого Завета, старцем Симеоном и Анной Пророчицей. Православная церковь празднует Сретение Господне 15 февраля (2 февраля по старому стилю) – спустя 40 дней после Рождества.
По закону Моисееву, своего первенца родители должны были на сороковой день после рождения принести в храм для посвящения Богу. До этого срока женщинам, родившим дитя мужского пола, в храм входить запрещалось. В Евангелии от Луки говорится, что когда Пречистая Богородица и святой Иосиф, во исполнение закона, принесли в Иерусалимский храм младенца Иисуса, их встретил там Симеон Богоприимец – праведный человек, один из ученых, по приказу царя Птолемея II переводивших Священное писание с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он решил, что это ошибка, и хотел написать «Жена» вместо «Дева», но ангел Господень остановил его руку и предсказал, что святой не умрет, пока не убедится в истинности пророчества. Старец долго ожидал обещанного, и вот, по внушению Духа Святого, явился в храм, чтобы увидеть Богомладенца. Взяв из рук Марии Иисуса, он восславил Бога и провозгласил: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Тут же, в храме, была и благочестивая вдова Анна Пророчица, которая также узнала Спасителя и, подойдя, «славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской церкви. Однако у славян этому празднику придавалось не такое уж большое значение, и простыми крестьянами он воспринимался в первую очередь как переломное время года, граница между зимой и весной. Само название праздника (в простонародье – Сретенье, Сустретьев день) – объяснялось в народе не библейской легендой, а тем, что в этот день «зима с летом встречается», «солнце на лето, а зима на мороз поворотила». В северо-западных районах Руси праздник этот называли еще «Громницы», а у поляков – «день Громничной Божьей Матери», поскольку в церквях в эту пору освящали особые «громничные» свечи. Обычай этот возник еще при папе римском Сергии и был установлен для противодействия языческому празднеству Фебруалий (в первых числах февраля), сопровождавшемуся возжжением факелов. В Катехизисе, изданном Виленскою академией в 1768 г., говорится, что эти свечи «громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верные во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Соответственно, прихожане относились к «громничным» свечам как к мощным оберегам; крестьяне в течение целого года хранили их в красном углу и зажигали во время грозы для защиты от грома, молнии и нечистых духов. В западной Руси крестьяне в Сретение даже поджигали этими свечами крестообразно друг другу волосы, полагая, что это полезно от головной боли и защищает от порчи и сглаза.
Совершались в праздник Сретенья и другие обряды. Например, в некоторых великоросских губерниях принято было обходить домашние постройки и все хозяйство с иконой Спаса или Сретения Господня, а когда икону приносили обрат¬но в дом, вся семья с домохозяином во главе падала ниц и восклицала: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Местами (в малоросских и великоросских областях) принято было освящать в церквях воду; крестьяне считали ее лечебной и применяли против разного рода болезней и порчи.
Как переломный день года, праздник Сретения Господня соотносился с различными народными обрядами, влияющими на урожай и благополучие крестьянского хозяйства. Например, во многих местах на Сретение хозяйки начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, чтобы они лучше неслись: «корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом». Садовники в этот день, придя от заутрени, трясли деревья руками, чтобы они летом «были с плодами».
Известен еще и такой сретенский обычай: незадолго до наступления сумерек деревенские ребятишки собирались на пригорке за околицей и начинали «закликать солнышко», призывая его выглянуть «из-за горы» и этим дать понять, что зима действительно встретилась с весной. В средневолжских губерниях солнце «закликали» следующей песенкой:
- Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко, красну весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую ягу,
Бабу ли ягу – ведьму зиму?
Как она, лютая, от весны ушла,
От красной бегла, в мешке стужу несла,
Холод на землю трясла,
Сама оступилась, под гору покатилась...
Если солнышко и в самом деле показывалось перед закатом «из-за горы», то это считалось указанием на то, что «зима с весной встретилась» и стужа миновала; а в противном случае, говорили крестьяне, следует ожидать сильные «власьевские» морозы.
По представлениям сербов, болгар, гуцулов и поляков, на Сретение медведь выходит из берлоги взглянуть на «рождающееся» солнце; и если в этот день или на Евдокию (1/14.III) он увидит свою тень, то возвращается в берлогу и спит еще шесть недель, до «теплого» Алексея (17/30.III), поскольку сорок дней еще будут стоять холода.
Хоть и говорили в народе: «Покров не лето, а Сретенье не зима», но сретенские морозы во многих местах славились своей зимней жестокостью. По состоянию погоды на Сретенье судили о том, каким будет лето и будущий урожай. Так, по народной примете, «какова погода на Сретенье, такова и весна будет», «коли на Сретенье метель дорогу переметает, зима будет протяжная, а ежели случится оттепель – жди ранней весны», «ежели в канун Сретенья звезд на небе много, то зима еще нескоро зачнет плакать, весны еще долго дожидаться» и т.д. По наблюдению крестьян, снег на Сретенье предвещает хорошие летние дожди («на Сретенье снежок – весною дожжок»), капель – урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев. Если в Сретеньев день «тихо и красно», то летом будут «льны хороши». Снег на Сретенье утром – к урожаю ранних хлебов, в полдень – средних, а к вечеру – поздних. Земледельцы говорили: «если на Сретенье снег через дорогу передувает – сей просо; если же оттепель и капель, то сей пшеницу»; «если на Сретенье петух напьется воды – наберется пахарь беды [зима продлится долго]». В некоторых местах, пытаясь определить, какими будут травы, бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметал ее, то считалось, что и корм для скота «подметет», травы не уродятся.